Молчанова людмила николаевна

Содержание
  1. Молчанова людмила николаевна
  2. Молчанова Людмила Николаевна
  3. Жизнестойкость как фактор устойчивости к психическому выгоранию представителей экстремальных профессий
  4. Молчанова Л.Н. (Курск, Россия)
  5. Молчанова Людмила Николаевна, п. Комсомольский
  6. Нотариус Молчанова Людмила Николаевна
  7. Молчанова Людмила Николаевна: отзывы о нотариусе

Молчанова людмила николаевна

Молчанова Людмила Николаевна, закончила Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского по специальности «хормейстер». Преподаватель Школы искусств.

Любимые книги детства:
«Педагогическая поэма» А. Макаренко ,
«Ташкент — город хлебный» А. Неверова .

Губернский отдел народного образования поручил учителю Антону Семеновичу Макаренко (18888 — 1939) заведовать колонией бывших беспризорников, малолетних преступников.
«Это было время Врангеля и польской войны. Врангель где-то был близко, возле Новомиргорода, совсем недавно от нас, в Черкассах воевали поляки, по всей Украине бродили батьки»
Педагог и мечтатель, убежденный, что «нужно нового человека по-новому делать», А. С. Макаренко руководствовался принципом «как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Ему приходилось побеждать не только тяжелые пороки, анархизм, потребительское отношение к жизни колонистов, но и косность, непонимание среди коллег и руководителей.
В «Педагогической поэме» нашла свое отражение многолетняя работа А. С. Макаренко в колониях, его трудные поиски ключа к сердцу каждого колониста, история создания настоящего дружного коллектива. Это подлинная поэма о творческом труде, который создает человека и дает ему счастье.

Кто не знает поговорки «Ташкент — город хлебный»! Не всякий скажет, когда и от кого она была услышана. Но у многих при этих словах со дна памяти поднимается с детства поразившая их картина: двенадцатилетний крестьянский мальчишка, припав к трясущейся крыше вагона, словно бы разваливающего на ходу от старости, едет в неизвестность. Он в разбитых лаптях, с куском травяного хлеба в кармане отцовского пиджака, в отцовском картузе Ох, как долог и труден был путь Мишки Додонова из вымирающей от «голодухи» родной деревни в далекий Ташкент, «город невиданный: сытый, хлебный, улыбающийся».
А следом за этим воспоминанием наплывают другие, потрясающие сердце, временами мучительные до боли. И какое душевное здоровье нужно было иметь художнику, писавшему эти картины, какое неиссякающее жизнелюбие, чтобы сквозь страдания и слезы проблеснули в его книге радость жизни, безунывная усмешка, мужественный оптимизм.
Многие струны души, а не только скорбную, трагическую, заставляет звучать знаменитая неверовская повесть «Ташкент — город хлебный».

Молчанова Людмила Николаевна

Научная тема:«СИСТЕМА РЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ПОМОГАЮЩЕГО ТИПА) »

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. В системе регуляции состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа его психологические механизмы, генерализируя влияние системы внешних (социально-психологических) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов, обеспечивают трансформацию в новые психические явления — свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность).
  2. Трансформация состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников, представителей экстремальных профессий) в свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) реализуется в общих тенденциях и закономерностях его структурно-динамических изменений в фазе «истощение»: в усилении уровня выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение» («эмоциональное истощение») состояния психического выгорания, тесноты и интегрированности взаимосвязей структурных элементов «психоэмоциональное истощение» («эмоциональное истощение») и «деперсонализация» («личностное отдаление»), интегрированности взаимосвязей всех структурных элементов между собой и со свойствами саморегуляции, а также во влиянии состояния психического выгорания на свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность).
  3. Общие тенденции и закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в фазе «истощение» у всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников, представителей экстремальных профессий), независимо от их меж- и внутрипрофессиональных различий, характеризуют типичность трансформации в свойства саморегуляции и обеспечиваются условиями и содержанием (профилем) профессиональной деятельности. Своеобразие трансформации состояния психического выгорания, проявляющееся в гетерохронности структурно-динамических изменений в фазах «напряжение» и «резистенция», обеспечивается длительностью профессиональной деятельности.
  4. Типичность трансформации состояния психического выгорания у всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников) в свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) в фазе «истощение» обеспечивается индукцией системы внешних (социально-психологических) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов как системы экстренальных и интернальных психологических механизмов. Ведущая роль в регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания принадлежит интернальным психологическим механизмам, полная индукция которых реализуется в закономерностях его структурно-динамических изменений. Неполная индукция экстернальных психологических механизмов регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания опосредованно, через интернальные психологические механизмы, обеспечивает во всех фазах лишь тенденции, направляя и ограничивая его структурно-динамические изменения.
  5. Содержательно-структурные и динамические характеристики интернальных психологических механизмов регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа детерминируются условиями и содержанием профессиональной деятельности, её длительностью и экстернальными психологическими механизмами.
  6. Эффективная психопрофилактика состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа обеспечивается психологическими механизмами его регуляции при условии, что её системообразующим фактором являются общие закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания.

Список опубликованных работ

1. Молчанова Л.Н., Никишина В.Б, Недуруева Т.В. Состояние «выгорания»: детерминация, генезис, феноменология, измерение. – Курск, 2007. – 381 с.

2. Молчанова Л.Н., Никишина В.Б., Запесоцкая И.В., Дроздов А.Г. Профессионально-личностные деформации врачей: феноменология, генезис, детерминация, измерение. – М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2010. –688 с.

3. Молчанова Л.Н. Ценностно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у представителей профессий «помогающего» типа в контексте внутрипрофессиональной дифференциации: [Электронный ресурс]. – КГМУ, 2011.  Регистрационное свидетельство № 22256 от 16 июня 2011 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр». Федеральный депозитарий электронных изданий № 0321101184.

4. Молчанова Л.Н. Психологические механизмы регуляции состояния психического выгорания медицинских работников.  Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития РФ, 2012. – 252 с.

5. Молчанова Л.Н., Никишина В.Б., Недуруева Т.В., Ушакова Т.А. Психопрофилактика состояния выгорания специалистов социальной работы и социальных работников.– Курск: «Мечта», 2009. – 257 с.

Статьи, опубликованные в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ

6. Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Интегративный подход к оценке состояния «выгорание» у среднего медицинского персонала// Сибирский педагогический журнал. – №2. – 2009. – С.422–429.

7. Молчанова Л.Н. Внутрипрофессиональная дифференциация состояния выгорания в педагогической деятельности // Казанский педагогический журнал. – № 9-10. – 2009. – С.124–133.

8. Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Состояние выгорания социальных работников в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации // Ученые записки Российского государственного социального университета. – №2(65). – 2009. – С.176–181.

9. Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Состояние выгорания медицинских работников в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – №4(3).  2010. – С.134–141.

10. Молчанова Л.Н. Интегративно-дифференциальный подход к состоянию выгорания врачей // Вестник Томского государственного университета. – №346 (май). – 2011.  С.136–140.

11. Молчанова Л.Н. Критериально-функциональное содержание профессиональной идентичности у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности // Педагогическое образование в России. –№2(13). 2011. — С.87–94.

12. Молчанова Л.Н. Критериально-функциональное содержание профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестник Томского государственного педагогического университета. – №6 (108). 2011. – С.139–143.

13. Молчанова Л.Н. Профиль деятельности и состояние психического выгорания у учителей городских и сельских общеобразовательных школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: «Философия. Психология. Педагогика». – №2. – 2011. – С.67–71.

14. Молчанова Л.Н. Состояние психического выгорания представителей профессий экстремального профиля в контексте личностного опыта участия в боевых действиях // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – Т.17(1). – №1. – 2011. – С.164–167.

15. Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Состояние психического выгорания в феноменологическом пространстве профессиональной идентичности педагогов высшей школы // Вестник Череповецкого государственного университета. –№2 (29). –Т.2. – 2011. – С.144–148.

16. Молчанова Л.Н. Реализация состояния психического выгорания в структуре профессиональной идентичности педагогов высшей школы //Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. – №24. – 2011. – С.979–985.

17. Молчанова Л.Н. Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ// Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. – Серия «Педагогика и психология». – №2. – 2011. – С. 90–98.

18. Молчанова Л.Н. Состояние психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. – Серия «Педагогика и психология». – №4. – 2011. – С. 101–110.

19. Молчанова Л.Н. Рефлексия как механизм ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: «Философия. Психология. Педагогика». – №1. – 2012. – С.64–68.

Статьи, методические материалы, опубликованные в других изданиях

20. Молчанова Л.Н. Роль системного подхода в изучении детерминации синдрома профессионального выгорания у представителей профессий помогающего типа// Молодежная наука и современность. 72-я итоговая межвузовская конференция студентов и молодых ученых. В 2-х частях. Часть II. – Курск: КГМУ, 2007. – С.293–295.

21. Молчанова Л.Н. Социально-психологические аспекты изучения профессионального выгорания у представителей профессий помогающего типа // Молодежная наука и современность. 72-я итоговая межвузовская конференция студентов и молодых ученых. В 2-х частях. Часть II. – Курск: КГМУ, 2007. – С.292.

22. Молчанова Л.Н. Коммуникативные аспекты профессионального выгорания у представителей профессий помогающего типа// Язык. Коммуникации. Культура. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: КГМУ, 2007. – С.221–224.

23. Молчанова Л.Н., Никишина В.Б., Ушакова Т.А. Влияние длительности опыта помогающих отношений на формирование профессионального выгорания у социальных работников // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 73-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – Т.3. – С.407–412.

24. Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Роль отношения к профессиональной деятельности в социально-психологической детерминации профессионального выгорания у представителей профессий помогающего типа // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 73-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – Т.3. – С. 402–407.

25. Молчанова Л.Н. Социально-психологические детерминанты профессионального выгорания у социальных работников // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 73-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. –Т.3. – С. 290–294.

26. Молчанова Л.Н. Специфика профессионального выгорания у учителей и специалистов социальной работы // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 73-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – Т. 3. – С. 295–300.

27. Молчанова Л.Н. Специфика формирования профессионального выгорания у специалистов социальной работы с различной длительностью стажа профессиональной деятельности// Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 18-21 февраля 2008г.: в 2 т. / Науч. ред. А.Б. Мулик. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. – Т 1. – С. 47–50.

28. Молчанова Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности у будущих специалистов социальной работы как фактор снижения риска выгорания // Личностно-профессиональное развитие студентов в системе высшего профессионального образования: Сборник материалов региональной научно-методической конференции (20 декабря 2007 года). – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – С. 80–85.

29. Молчанова Л.Н. Опыт помогающих отношений как фактор выгорания у представителей профессий помогающего типа // Молодежная наука: от фундаментальной идеи до инновационных проектов. 73-я итоговая межвузовская конференция студентов и молодых ученых. 15-16 апреля 2008 года. В 2-х частях. Часть II. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – С. 267–268.

30. Молчанова Л.Н. Выгорание как дезадаптационный феномен профессиональной деятельности у социальных работников// Молодежная наука: от фундаментальной идеи до инновационных проектов. 73-я итоговая межвузовская конференция студентов и молодых ученых. 15-16 апреля 2008 года. В 2-х частях. Часть II. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – С. 268–269.

31. Молчанова Л.Н. Влияние индивидуально-личностных особенностей на возникновение состояния «выгорание» у представителей профессий помогающего типа // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 74-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН и отделения РАЕН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – Т. 3. – С.173–176.

32. Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Специфика генеза состояния «выгорание» у медицинских работников// Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 74-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН и отделения РАЕН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. –Т. 3. – С. 189–193.

33. Молчанова Л.Н. Рефлексивные способности как барьер возникновения состояния «выгорание» специалистов социальной работы // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы региональной научно-методической конференции: в 2-х частях. – Ч.1. Курск. гос. техн. ун-т Курск, 2009. – С.116–120.

34. Молчанова Л.Н. Генезис состояния выгорания в контексте профессиональной дифференциации внутри помогающего типа профессий // Особенности Формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2009. – С. 95–100.

35. Молчанова Л.Н. Состояние выгорания у врачей в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации// Молодежная политика: состояние и перспективы инновационного развития в условиях экономической нестабильности: материалы симпозиума, проведенного в Курском государственном медицинском университете 26 мая 2009 года / Под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли, Н.С. Степашова – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – С.150–155.

36. Молчанова Л.Н. Роль особенностей ценностно-смысловой сферы в генезисе состояния выгорания у представителей профессий группы риска // Человек в трудной жизненной ситуации: сб. научн. статей III Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 16-17 апреля, 2009 г.). В 2-х частях. – Ч.2 /Под ред. Е.А. Петровой, Курский институт социального образования (филиал) РГСУ. – Курск, 2009. – С. 15–18.

37. Молчанова Л.Н. Механизмы формирования выгорания у врачей-хирургов// Молодежная политика: состояние и перспективы инновационного развития в условиях экономической нестабильности: материалы симпозиума, проведенного в Курском государственном медицинском университете 26 мая 2009 года / Под ред. В.А.Лазаренко, А.И. Конопли, Н.С. Степашова. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – С.156–160.

38. Молчанова Л.Н. Особенности проявления состояния выгорания у «молодых» представителей профессий помогающего типа // Молодежная политика: состояние и перспективы инновационного развития в условиях экономической нестабильности: материалы симпозиума, проведенного в Курском государственном медицинском университете 26 мая 2009 года / Под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли, Н.С. Степашова. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – С. 160–164.

39. Молчанова Л.Н. Состояние выгорания медицинских работников в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации// Психологическое сопровождение лечебного процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75 -летию КГМУ и 10-летию кафедры и психологии. – Курск: КГМУ, 2010. – С.197–207.

40. Молчанова Л.Н. Профиль медицинской деятельности и психическое выгорание врачей // Человек в социокультурном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Курск, 2010. – С. 193–201.

41. Молчанова Л.Н. Влияние опыта участия в боевых действиях на возникновение состояния психического выгорания у представителей профессий группы риска// Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Курск 8-9 апреля 2010 года). – Ч. 2. – Курск, 2010. – С.103–107.

42. Молчанова Л.Н. Структурно-функциональное содержание профессиональной идентичности у педагогов высшей школы // Развитие профессиональной субъектности представителей социономических и социотехнических профессий в условиях современного общества: материалы международной научно-практической конференции: в 2 ч. – Ч.1: Психологический аспект. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. – С.153–158.

43. Молчанова Л.Н. Профессиональная идентичность как механизм регуляции состояния психического выгорания у педагогов высшей школы // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Курск 31 марта-1 апреля 2011 года). – Ч.1. – Курск, 2011. – С.156–160.

44. Молчанова Л.Н. Регуляция состояния психического выгорания у специалистов социальной работы: социально-психологический аспект// Сборник материалов Международной научно-практической Интернет-конференции «Современные аспекты социальной работы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты».– г. Курск. – С. 134–141 [Электронное издание]. Регистрационное свидетельство № 23372 от 31 августа 2011 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр». Федеральный депозитарий электронных изданий 0321102300.

45. Молчанова Л.Н. Ценностно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у врачей // Сборник материалов Международной научно-практической Интернет-конференции «Современные аспекты социальной работы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты». – г. Курск. – С. 145–152 [Электронное издание]. Регистрационное свидетельство № 23372 от 31 августа 2011 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр». Федеральный депозитарий электронных изданий 0321102300.

46. Молчанова Л.Н. Закономерности рефлексивных механизмов регуляции состояния психического выгорания врачей в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Курск: КГМУ, 2011. – С. 252–257.

47. Молчанова Л.Н. Модель системы регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Курск 29-30 марта 2012 года). – Ч.2. – Курск, 2012. – С.91–94.

48. Молчанова Л.Н. Зависимое поведение в профессиональной сфере и состояние психического выгорания: особенности их взаимосвязей // Аддикция в современном научном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции (г. Курск 12-13 апреля 2012 года). – Курск: изд-во КГМУ, 2012. – С.104–108.

49. Молчанова Л.Н. Реализация компетентностного подхода в элективном курсе «Коррекция эмоционального выгорания специалистов социальной работы» // Инновации и традиции в модернизации современного учебно-воспитательного процесса в медицинских вузах: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвящённой 77-летию Курского государственного медицинского университета (2 февраля 2012 года) / Под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли, О.О. Куриловой, Т.А. Шульгиной, Н.С. Степашова. В 3-х томах. – Том II. – Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. – С.294–296.

Жизнестойкость как фактор устойчивости к психическому выгоранию представителей экстремальных профессий

Молчанова Л.Н. (Курск, Россия)

Молчанова Людмила Николаевна

– доктор психологических наук, профессор; кафедра Психологии здоровья и коррекционной психологии, Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, 3, Курск, 305001, Россия. Тел.: 8 (471) 258-77-37.

Аннотация. Проблема жизнестойкости как фактора устойчивости к психическому выгоранию представителей экстремальных профессий заслуживает особого исследовательского и практического внимания. Как известно, экстремальные профессии характеризуются повышенной ответственностью за жизнь других людей, необходимостью быстрого принятия решений в условиях психотравмирующих ситуаций. Доказано, что независимо от завершенности/незавершенности психотравматической ситуации повышение уровня жизнестойкости способствует снижению психического выгорания. Сотрудники правоохранительных органов в незавершенной психотравматической ситуации в большей степени подвержены психическому выгоранию. Вместе с тем у них выявлен более высокий уровень жизнестойкости, что следует рассматривать как сопротивляемость влиянию психотравматической ситуации, как фактор устойчивости.

Ключевые слова: жизнестойкость; фактор устойчивости; психическое выгорание; сотрудники правоохранительных органов.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Проблема жизнестойкости как фактора устойчивости к психическому выгоранию представителей экстремальных профессий интересна и значима. Это связано с тем, что деятельность этих специалистов протекает в особых условиях — экстремальных, которые характеризуются постоянным или эпизодическим действием психотравматических ситуаций, с одной стороны стимулирующих деструктивные личностные проявления в виде состояния психического выгорания [2; 5; 6; 8], а с другой — предъявляющих повышенные требования к способности личности им противостоять [4; 7; 15; 17; 23; 25]. В связи с этим особенно важной в исследовательском и практическом плане является деятельность сотрудников правоохранительных органов, специфика которой характеризуется постоянным воздействием различных стрессогенных факторов: повышенной ответственностью за жизнь других людей, необходимостью быстрого принятия решений, неординарностью, непредсказуемостью незавершенных психотравматических ситуаций.

В эмпирическом исследовании использовались следующие тестовые методики: опросник жизнестойкости (С. Мадди) в адаптации Д.А. Леонтьева [4], опросник на выгорание MBI (C. Maslach, S.E. Jackson, в адаптации Н.Е. Водопьяновой [10]), опросник «Шкала для оценки посттравматических реакций Миссисипская» (МШ-гражданский вариант; MS, Mississippi Scale, Keane et al., в адаптации Н.В. Тарабриной [12]). В группу методов количественной и качественной оценки данных вошли методы описательной, сравнительной и многомерной статистики.

Эмпирическая база исследования

Общий объем выборки участников исследования составил 60 сотрудников правоохранительных органов мужского пола в возрасте от 21 года до 48 лет со стажем профессиональной деятельности от 0,25 до 30 лет. Из них 30 человек имели опыт участия в боевых действиях.

Психологический конструкт, посредством которого ученые объясняют способность личности противостоять влиянию различных стрессогенных факторов, получил название «hardiness» [14; 15; 17]. Так, в отечественной литературе это слово переводилось как «стойкость», «крепость» и пр., однако наиболее удачным и признанным стал перевод «жизнестойкость».

По мнению С. Мадди, жизнестойкость как внутренний ресурс имеет в своей структуре установки и навыки, позволяющие справляться с дистрессом и превращать стрессовые ситуации в новые возможности личностного развития. В этом смысле понятие жизнестойкости близко к понятию сопротивляемости [Там же]. В структуру жизнестойкости входят установки включенности (участия в социальном взаимодействии, постоянного контакта с окружающими, что задает позиция сотрудничества), контроля (стремления влиять на жизненные события в противовес ощущению беспомощности, что задает ценность надежности) и вызова (принятия жизненного риска в противовес безопасности и снижению напряжений, что порождает ценность творчества). С. Мадди подчеркивал значимость выраженности всех трех элементов для сохранения оптимального уровня работоспособности и активности в стрессовых и экстремальных условиях.

По мнению Д.А. Леонтьева, жизнестойкость — интегративное личностное качество, которое обеспечивает преобразование стрессовых событий в новые возможности и включает в себя также три элемента: вовлеченность, контроль и принятие риска или «вызов» [4].

В зарубежных исследованиях жизнестойкость представлена в большей степени с точки зрения ее связи с адаптацией к стрессу, психического и психологического здоровья [13; 16; 19; 20; 21; 22; 24]. Зарубежные психологи В. Флориан, М. Микулинчер и О. Таубман в своем исследовании выявили, что высокий уровень жизнестойкости способствует сохранению психического здоровья в напряженной ситуации, что можно рассматривать в качестве условия предупреждения психического выгорания [13]. Анализ результатов исследования взаимосвязей жизнестойкости и психического выгорания у сотрудников МЧС ГУ МЧС России по Тамбовской области свидетельствует о наличии обратной корреляционной зависимости между жизнестойкостью и психическим выгоранием [1].

В современном научном понимании психическое выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений [9; 18].

В соответствии с научной позицией М.М. Решетникова, ситуации, которые связаны с интенсивным насилием и переживанием состояния фрустрации, лишением или затруднением в удовлетворении жизненно важных потребностей, дефицитом поддерживающих отношений, сопровождающиеся «чувством непреодолимого страха, беспомощности или ужаса», считаем психотравматическими [11, c. 63].

В отношении завершенности/незавершенности психотравматической ситуации, вслед за М.Б. Дороховым [3], любые события, которые приводят к снижению или окончанию эмоционально-поведенческой зависимости от психотравматической ситуации, понимаем как завершенность [Там же].

Цель исследования состоит в изучении жизнестойкости как фактора устойчивости к психическому выгоранию сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности.

Состояние психического выгорания сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности выступает в качестве объекта исследования.

Жизнестойкость как фактор устойчивости к психическому выгоранию сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности является предметом исследования.

Общая гипотеза исследования: жизнестойкость выступает фактором устойчивости к психическому выгоранию сотрудников правоохранительных органов.

Частные гипотезы исследования: существуют статистически значимые отрицательные взаимосвязи жизнестойкости и состояния психического выгорания сотрудников правоохранительных органов; существуют статистически значимые различия в уровнях выраженности структурных элементов состояния психического выгорания при различных уровнях жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов; существуют статистически значимые различия в уровнях выраженности как состояния психического выгорания, так и жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов, причем эти различия являются достоверно высокими в условиях незавершенности психотравматической ситуации.

Анализ средних значений показателей жизнестойкости и отдельных ее элементов, полученных с помощью опросника жизнестойкости (С. Мадди) в адаптации Д.А. Леонтьева [4], свидетельствует о среднем уровне выраженности жизнестойкости (X ср. = 96,54 ± 16,42) и таких её элементов, как: «вовлеченность» (X ср. = 42,89 ± 7,25), «контроль» (X ср. = 34,89 ± 6,57), «принятие риска» (X ср. = 18,76 ± 4,37).

Изучение средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания сотрудников правоохранительных органов осуществлялось с использованием опросника на выгорание MBI (С. Maslach, S.E. Jackson, в адаптации Н.Е. Водопьяновой, [10]) и засвидетельствовало средний уровень выраженности элементов «эмоциональное истощение» (X ср. = 18,93 ± 3,17) и «деперсонализация» (X ср. = 18,73 ± 2,19) и высокий — «редукция личных достижений» (X ср. = 35,58 ± 0,94). Таким образом, сотрудники правоохранительных органов испытывают состояние психического выгорания, о чем также свидетельствует высокое значение индекса состояния психического выгорания: X ср. = 71,25 ± 5,53.

Проведенный корреляционный анализ взаимосвязей между показателями жизнестойкости и её элементов с показателями структурных элементов состояния психического выгорания подтвердил гипотезу об их наличии (см. таблицу 1).

Значимые корреляции жизнестойкости и её элементов и показателей состояния психического выгорания сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности

Примечание: * — статистическая значимость при р ≤ 0,05;
** — статистическая значимость при р ≤ 0,001.

Высокозначимые корреляционные взаимосвязи отрицательной направленности умеренной, средней и сильной степени выраженности выявлены между всеми показателями жизнестойкости и состояния психического выгорания. Это позволяет прогнозировать снижение уровня психического выгорания при повышении жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности, и наоборот (см. таблицу 1).

В результате реализации процедуры факторного анализа взаимосвязей показателей жизнестойкости и психического выгорания сотрудников правоохранительных органов была выявлена двухфакторная структура. Самым мощным и системообразующим является первый фактор с нагрузкой 61,6% общей дисперсии, объединяющий в себе такие показатели жизнестойкости, как «вовлеченность» (−0,837), «контроль» (−0,804), «принятие риска» (−0,818), «жизнестойкость» (−0,916), а также показатели психического выгорания: «эмоциональное истощение» (0,744), «деперсонализация» (0,891), «индекс психического выгорания» (0,819). Содержание этого фактора можно рассматривать как дихотомический конструкт «жизнестойкость—психическое выгорание» и интерпретировать как «фактор устойчивости к психическому выгоранию». Второй фактор с нагрузкой 23,2% общей дисперсии, включающий в себя один-единственный показатель — «редукция личных достижений» (0,954), — можно охарактеризовать как «фактор самооценки профессиональной эффективности».

Гипотеза о статистически достоверных различиях в уровнях выраженности структурных элементов состояния психического выгорания при различных уровнях жизнестойкости также нашла свое подтверждение. Проверка достоверности различий осуществлялась с помощью непараметрического критерия U Манна — Уитни (см. таблицу 2).

Значимость различий в уровнях выраженности показателей структурных элементов состояния психического выгорания сотрудников в зависимости от уровня выраженности жизнестойкости (U-критерий Манна — Уитни, р ≤ 0,05; U*эмп. ≤ Uкр.)

Примечание: * — статистическая значимость.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что недостаточный уровень жизнестойкости оказывает влияние на возникновение состояния психического выгорания.

Оценка посттравматических стрессовых реакций сотрудников правоохранительных органов осуществлялась с использованием опросника «Шкала для оценки посттравматических реакций Миссисипская» (МШ-гражданский вариант; MS, Mississippi Scale, Keane et al., в адаптации Н.В. Тарабриной, [12]) и указала на средний уровень их выраженности: X ср. = 70,52 ± 5,64. На основе метода полярных (контрастных) групп (Д. Фланаган) из общей выборки участников исследования нами были сформированы две группы: с высоким и низким уровнем посттравматических стрессовых реакций, что согласуется с понятием завершенности/незавершенности психотравматической ситуации.

Исследование особенностей психического выгорания и жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов в условиях завершенности/незавершенности психотравматической ситуации осуществлялось путем оценки достоверности различий в уровнях выраженности психического выгорания и жизнестойкости с помощью непараметрического критерия U Манна — Уитни.

В соответствии с полученными результатами уровень выраженности средних значений показателей индекса психического выгорания (X ср. = 75,50 ± 4,99; U эмп. = 0,00* при p = 0,000) и всех его элементов — «эмоциональное истощение» (X ср. = 18,87 ± 3,57; U эмп. = 0,0* при p = 0,000), «деперсонализация» (X ср. = 20,47 ± 1,89; U эмп. = 0,0* при p = 0,000), «редукция личных достижений» (X ср. = 36,17 ± 1,05; U эмп. = 76,50* при p = 0,002) — у сотрудников правоохранительных органов является достоверно высоким в условиях незавершенности психотравматической ситуации экстремальной деятельности. Другими словами, сотрудники правоохранительных органов в большей степени испытывают эмоциональную усталость и опустошенность, демонстрируют циничное отношение к условиям и содержанию своей профессиональной деятельности в незавершенной психотравматической ситуации.

Уровень выраженности средних значений показателей жизнестойкости (X ср. = 110,00 ± 10,82; U эмп. = 177,0* при p = 0,000) и ее элементов «контроль» (X ср. = 35,00 ± 5,17; U эмп. = 254,5* при p = 0,004) и «принятие риска» (X ср. = 36,63 ± 3,69; U эмп. = 246,5* при p = 0,003) у сотрудников правоохранительных органов в условиях незавершенности психотравматической ситуации экстремальной деятельности является достоверно высоким. Другими словами, сотрудники правоохранительных органов демонстрируют мобилизацию ресурсов жизнестойкости, готовы действовать более активно в незавершенной психотравматической ситуации, более уверены в возможности повлиять на психотравматическую ситуацию, которая воспринимается ими как угрожающая.

Заключение и выводы

Исследование жизнестойкости как фактора устойчивости к психическому выгоранию сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности позволило сформулировать следующие выводы:

Независимо от завершенности/незавершенности психотравматической ситуации повышение уровня жизнестойкости способствует снижению выраженности психического выгорания.

Недостаточный уровень жизнестойкости способствует возникновению состояния психического выгорания.

Сотрудники правоохранительных органов подвержены психическому выгоранию в незавершенной психотравматической ситуации в большей степени, чем в завершенной. Вместе с тем у них выявлен высокий уровень жизнестойкости, что следует рассматривать как сопротивляемость влиянию психотравматической ситуации, как фактор устойчивости.

1. Агапитова Е.С. Жизнестойкость как внутренний ресурс, препятствующий возникновению эмоционального выгорания у сотрудников МЧС // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / отв. ред. А.И. Андреев [и др.]. – М., 2012. – С. 1–2.

2. Володина Т.В. Особенности профессиональных деструкций у педагогов с различным уровнем жизнестойкости // Вектор науки ТГУ. – 2010. – № 1(1). – С. 54–58.

3. Дорохов М.Б. Эмпирическое исследование изменения «временных перспектив» в психотравматической ситуации // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 1(5). – С. 86–102.

4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.

5. Малышев И.В. Социально-психологические и индивидуальные характеристики личности представителей экстремальных профессий с высоким и низким эмоциональным выгоранием // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Т. 11, № 3. – С. 83–87.

6. Молчанова Л.Н. Закономерности трансформации состояния психического выгорания у представителей экстремальных профессий // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 161–171.

7. Молчанова Л.Н., Редькин А.И. Жизнестойкость как детерминанта состояния психического выгорания у спасателей МЧС // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 1(7). – С. 216–223.

8. Никишина В.Б., Молчанова Л.Н., Недуруева Т.В. Состояние «выгорания»: детерминация, феноменология, генезис, измерение: монография. – Курск, 2007. – 381 с.

9. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с.

10. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / под ред. проф. А.О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004. – 480 с.

11. Решетников М.М. Психическая травма. – СПб.: Восточно-Европейский институт Психоанализа, 2006. – 322 с.

12. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

13. Florian V., Mikulincer M., Taubman O. Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? // Journal of personality and social psychology. – 1995. – Vol. 68. – P. 687–695.

14. Maddi S.R. Dispositional hardiness in health and effectiveness // Encyclopedia of mental health / ed. by H.S. Friedman. – San Diego (CA): Academic Press, 1998. – P. 323–335.

15. Maddi S.R. The story of hardiness: twenty years of theorizing, research and practice // Consulting psychology journal. – 2002. – № 54. – P. 173–185.

16. Maddi S.R., Harvey R. Hardiness considered across cultures // Handbook of multicultural perspectives on stress and coping. – New York: Springer, 2005.

17. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. – 1994, Oct. – Vol. 63, № 2. – P. 265–274.

18. Maslach C. Вurnout. The Cost of Caring. – Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1982. – 177 p.

19. Nagy S., Nix C.L. Relations between preventive health behavior and hardiness // Psychological Reports. – 1989, Aug. – Vol. 65. – P. 339–345.

20. Siddiqa S.H., Hasan Q. Recall of past experiences and their self-evaluated impact on hardiness-related characteristics // Journal of Personality & Clinical Studies. – 1998, Mar–Sep. – Vol. 14(1–2). – P. 89–93.

21. Solcava I., Sykora J. Relation between psychological Hardiness and Physiological Response // Homeostasis in Health & Disease. – 1995, Feb. – Vol. 36(1). – P. 30–34.

22. Solcova I., Tomanek P. Daily stress coping strategies: an effect of hardiness // Studies psychological. – 1994. – Vol. 36. – P. 390–392.

23. Tartasky D.S. Hardiness: conceptual and methodological issues // Image. – 1993. – Vol. 25. – P. 225–229.

24. Wiebe D.J. Hardiness and stress moderation: A test of proposed mechanisms // Journal of Personality and Social Psychology. – 1991, Jan. – Vol. 60(1). – P. 89–99.

25. Williams P.G., Wiebe D.J., Smith T.W. Coping processes as mediators of the relationship between hardiness and health //Journal of behavioral medicine. – 1995. – Vol. 15. – P. 237–255.

Ссылка для цитирования

Молчанова Л.Н. Жизнестойкость как фактор устойчивости к психическому выгоранию представителей экстремальных профессий // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4 (10) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Молчанова Людмила Николаевна, п. Комсомольский

Тип ИПИндивидуальный предприниматель
ОГРН309313019800051
ИНН310206196256
ОКПО165010061
ОКАТО14210811001
ДеятельностьРозничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями
Дата регистрации17 июля 2009 года
Изменения в реестре1 декабря 2012 года
РегистраторМежрайонная Инспекция ФНС России №2 по Белгородской области

Более подробная информация по компании недоступна.

ООО «МАЛ-ЮГ»
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МАЛ-ЮГ»
344092, Ростовская область, г. Ростов-На-Дону, ул. Добровольского, д. 8/1, кв. 78
Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе
ОГРН 1126193001186, ИНН 6161063450, КПП 616101001

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ «СОДЕЙСТВИЕ ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ «СОДЕЙСТВИЕ ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА»
127349, г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 102, корпус Б, кв. 144
ОГРН 1037739489248, ИНН 7715180121, КПП 771501001

Данные, размещенные на этой странице, получены из открытых источников (ЕГРИП), а значит являются открытыми и общедоступными. Этот сайт не гарантирует, что Молчанова Людмила Николаевна на данный момент является индивидуальным предпринимателем или иным лицом, занимающимся собственным бизнесом.

Если по каким-либо причинам вы не хотите, чтобы информация, расположенная на этой странице, была доступной другим пользователям, пожалуйста, заполните заявку на удаление информации.

Нотариус Молчанова Людмила Николаевна

Бесплатная консультация по вопросам наследства и сделкам с недвижимостью!
+7 (499) 703-35-33 доб. 792 – Москва и МО

8 (800) 555-67-55 доб. 424 – Вся Россия

Телефон нотариуса: +7 (86374) 99431
Адрес: 347540, г. Пролетарск, ул. Ленина, д. 99

Рабочий график
  • понедельник: 09:00 18:00
  • вторник: 09:00 18:00
  • среда: 09:00 18:00
  • четверг: 09:00 18:00
  • пятница: 09:00 18:00
  • суббота: не работает
  • воскресенье: не работает

Лицензия 207 от 10.01.200
Приказ 161-л от 04.07.200
Статус: Не действует
Электронная почта:
Сайт:

Если вы обнаружили неточность или ошибки в данных нотариуса на этой странице, пожалуйста сообщите нам Воспользуйтесь формой ниже, или напишите нам на электронную почту [email protected], или позвоните по телефону +7 (495) 150-07-60

Открыть в новом окне
Печать карты

А знаете ли вы, что.

[Случайная история из базы] «Сведения о Жанне д’Арк зафиксированы в документах того времени — хрониках, мемуарах, частных и официальных письмах, реестрах Парижского парламента и т. д.. В их числе заверенные нотариусами подлинные манускрипты с текстами двух судебных процессов, устроенных над Жанной как при ее жизни, так и после смерти.»

Ссылка о дополнительной информации

Молчанова Людмила Николаевна: отзывы о нотариусе

В связи с обновлениями в ФЗ 102 от 23 апреля 2018 года мы вынуждены закрыть все комментарии и отзывы о нотариусах, т.к. за любой негативный отзыв о нотариусе на наш проект имеют право подать в суд, а мы будем вынуждены удалить комментарий и ещё заплатить штраф в размере 5000 рублей. Даже если отзыв был правдивым!

Данные поправки касаются и владельцев личных страниц в социальных сетях, будьте аккуратны в своих высказываниях.

Для поиска нотариуса по станциям метро, районам и округам, используйте соответствующие пункты меню, но не поиск.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит